Архитектор-эрудит и археолог

admin


4 июня в праздник Святой Троицы в Вязьме состоялось открытие памятного знака на улице Комсомольской. Он установлен на месте, где когда-то стояла церковь Входа Господня в Иерусалим - на пересечении улицы Комсомольская и улицы Перновского полка.  В открытии памятного знака приняли участие руководители района, представители духовенства, неравнодушные жители и гости нашего города. Входоиерусалимская церковь была построена в первой четверти XVIII в. на средства купцов Кирилловых  и Болотиных.  Красивый каменный двухэтажный Входоиерусалимский храм в начале ХХ века расширили приделом Флора и Лавра. В 1930 г. церковь была закрыта. В годы войны храм значительно пострадал, а в конце 50-х гг. ХХ в. из-за спрямления улицы Комсомольской церковь была окончательно разобрана. Во Входоиерусалимской церкви хранились книги, пожалованные царем Алексеем Михайловичем в 1655г.   - "Евангелие въ поллиста" и "Апостол". Святое Евангелие было даровано с собственноручной подписью царя Алексея Михайловича. В этой церкви также хранилось еще одно очень ценное Евангелие. Сегодня память об утраченных святынях возрождается. Воплотителем этого памятного знака на Вяземской земле является Славянский фонд России, который в 2016 году приступил к реализации проекта «Незабытые святыни». Проект направлен на увековечивание памяти об ушедшем архитектурно-духовном наследии на территории всей России, на восстановление связи времен и поколений, исторической, духовной, культурной памяти. Проект был поддержан Администрацией муниципального образования «Вяземский район» и Вяземской Епархией. Первые памятные знаки по проекту «Незабытые святыни» устанавливаются на местах воздвижения истраченных святынь в Смоленской области и г. Москве. В Смоленской области, помимо Вязьмы, памятные знаки будут установлены в Тёмкинском районе, деревне Булгаково на месте Женского Монастыря в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» и в Гагаринском районе, селе Клушино – на месте Церкви Святого Николая. Славянский Фонд России образован более 25 лет назад. За четверть века он явился инициатором многих добрых дел и проектов. Проект «Незабытые святыни» стоит в этом ряду. И сегодня он пришел в Вязьму. Открыли памятный знак директор Славянского Фонда России Кирилл Владимирович Мирейский и епископ Вяземский и Гагаринский владыка Сергий. На месте открытия знака был совершен молебен. По завершении церемонии, участники торжественного открытия возложили цветы к памятному знаку.

12 июня установили памятный знак великому архитектору-реставратору и нашему земляку Петру Барановскому на фасаде знаменитой церкви Одигитрии, на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.  

 Пётр Дмитриевич Барановский – российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, спас от уничтожения храм Василия Блаженного в Москве, вынес мощи митрополита Алексия из Чудова монастыря в Кремле перед его разрушением.

По воспоминаниям дочери знаменитого реставратора, отец спас от разрушения около 90 храмов. Также Пётр Барановский возродил уникальный храм Одигитрии — один из самых ярких примеров русского зодчества.

Родился П.Д. Барановский в селе Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии. В этом году отмечается 125-летие нашего всемирно известного земляка. На Смоленщине он еще до революции провёл обмеры и подготовил проекты реставрации дорогобужского Свято-Троицкого Герасим-Болдинского монастыря и вяземской церкви Одигитрии, которые впоследствии были восстановлены по чертежам Барановского. 

Еще им было разработано более 70 проектов реставрации. В 1911 году, Барановским были произведены обмеры храма Одигитрии в Вязьме, архитектурное совершенство которого восхищало Петра Дмитриевича, он считал, что по изяществу и мастерству каменных работ Одигитрия превосходит даже Василия Блаженного. Петр Барановский инициировал возрождение усадьбы Хмелита, родового имения Грибоедовых, куда он приехал 1960-е годы вместе со своим учеником Виктором Евгеньевичем Кулаковым, благодаря которому усадьба обрела новую жизнь. И сегодня является одной из жемчужин нашего культурного наследия. 

Удивительный человек, выдающийся ученый и реставратор, великолепный знаток и ценитель памятников отечественной культуры, П.Д.Барановский посвятил делу сохранения и возрождения культурного наследия нашей страны, без преувеличения, всю свою жизнь.

Петр Дмитриевич Барановский состоялся и как ученый, и как педагог, хотя он не написал монографий, не защитил диссертаций, не читал лекций в вузах и не руководил аспирантами. Он был глубоким ученым-практиком, знатоком, Мастером, он создал как таковую научную реставрационную школу, спас, вернул к жизни, защитил десятки, если не сотни шедевров зодчества. Он был педагогом и Учителем, потому что собирал вокруг себя молодежь, заражал ее своим интересом и своей любовью к русской культуре вообще, к архитектуре, он воспитывал учеников-реставраторов, единомышленников и последователей - это и знаменитый молодежный клуб «Родина» на Крутицах, и Движение добровольных помощников реставраторов, недавно отметившее свое 30-летие, и те, кто благодаря Петру Дмитриевичу нашел свое место в архитектурной и реставрационной работе, и те, кто, избрав иной профессиональный путь, до сих пор с благодарностью вспоминают Учителя.

Особой гранью таланта Петра Дмитриевича была деятельность натуры, он был великий практик, он просто не мог заниматься чистой наукой, когда кругом гибли памятники. Он написал в своей Автобиографии, что оставил «педагогическую деятельность из-за настоятельной необходимости в охране памятников, выдвигавшейся перестройкой жизни. Открывшиеся широкие возможности в деле реставрации памятников заставили отдать все силы на служение этому делу, и потому не хватало времени даже думать о чем-либо ином.

Помимо плодотворной деятельности в области сохранения и восстановления ценных архитектурных памятников, Барановский занимался сбором сведений о русских зодчих. В его собрании были материалы о более чем 1700 древнерусских архитекторах. Из этих материалов Барановский хотел создать Словарь древнерусских зодчих. По словам академика И.Э. Грабаря, архитектора-эрудита подобного Барановскому не было во всей Европе. На счету Барановского множество обученных им реставраторов и историков архитектуры. Именно он первым применил на практике новые приемы воссоздания первоначального облика сооружения по сохранившимся фрагментам, а также разработал способ укрепления древних зданий при помощи железобетона. Барановский за время своей трудовой деятельности создал более 100 проектов реставрации, из которых были осуществлены 70, а также исследовал несколько сотен старинных храмов, монастырей и прочих сооружений, расположенных на территории от Белого моря до Азербайджана. Архив архитектора был передан в ГНИМА, и в 2000 году его начали публиковать.

О работоспособности Барановского ходили легенды. Он успевал работать сразу на нескольких объектах – реставрировал, делал обмеры, боясь не успеть перевести в цифры красоту линий и форм. И одновременно вел летопись московских потерь. В «расстрельный список» попадали даже те объекты, которые он уже успел отреставрировать.

Умер Петр Дмитриевич Барановский в возрасте 92 лет 1984 году, похоронен в Донском монастыре в Москве.

За годы своей жизни Петр Дмитриевич создал более ста различных музеев. Однако музея, посвященного самому Барановскому – человеку, который сохранил для потомков исторический облик Москвы, – нет до сих пор. Лишь в 1998 году в Крутицком подворье была установлена скромная мемориальная доска, на которой выбито «ВЕЛИКОМУ РЕСТАВРАТОРУ РАДЕТЕЛЮ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕТРУ ДМИТРИЕВИЧУ БАРАНОВСКОМУ».

И.Грабарь говорил о Петре Дмитриевиче: «В нашей стране живет и действует в расцвете сил такой исключительный знаток и исследователь памятников древней архитектуры, такой архитектор-эрудит и археолог, каким должен был бы гордиться весь Советский Союз и какого нет во всей Западной Европе…».

 

Материалы подготовил Сергей Васильев

Комментарии